"Учитель года"


Эссе «Я - учитель»
учителя начальных классов 
Мальцевой Ольги Витальевны
МНБОУ «Лицей №76»


Твори, дерзай, не знай покоя, ведь время движется вперед!
   Я – учитель.   Вот уже   30 лет.  Счастливых, беспокойных, стремительных,   наполненных светом   любознательных глаз моих учеников, доверившихся мне, жаждущих   открытий мира познаний, требующих внимания к себе   на каждом уроке,  на каждом занятии внеурочной деятельности, на  каждой перемене. И знаете, я не устаю от этого. Может, это покажется вам   странным, но я тоже учусь у своих учеников. Учусь творить, дерзать, учусь жизнерадостному восприятию жизни. Я ощущаю, что я и они – одно целое, мы помогаем друг другу зажигать в себе звезды. Именно благодаря   моим ученикам я научилась принимать изменения, меняться, работать и развиваться в меняющихся условиях. Моё жизненное кредо – «Твори, дерзай, не знай покоя, ведь время движется вперёд!» Способность продвигаться в самообразовании, решать творческие задачи,     целеустремленность, ответственность, честность, любознательность  я стремлюсь развивать в своих учениках.
Думаю, мой профессиональный выбор не случайно связан с профессией учителя.  Хотя в  раннем детстве я  мечтала быть балериной,  чуть позже – юристом, а в выпускном классе захотела стать учителем. Это потому, что я влюбилась. В одноклассника. Учительница математики «дала» мне его в нагрузку: надо было помочь ему подготовиться к экзаменам, а то он мог быть не допущенным к государственной итоговой аттестации по причине неуспеваемости.  Потом эта влюблённость прошла, но я почувствовала радость открытия в себе педагога, когда мой подопечный  говорил: «А, теперь понятно». Экзамены он сдал на «удовлетворительно», но мы с ним оба светились от счастья, ведь оценка «три» - это не «два», это успешно.
         Иногда, а вернее часто, задаю себе вопрос, не ошиблась ли я в выборе профессии, может, была бы успешнее в другом виде деятельности? Ведь что такое труд учителя? Это уроки. Бесконечно. С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается он для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг. Чем он заполнен? Разными событиями – приятными и не очень, встречами – интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать. Иногда кажется, что я чего-то не успеваю, не доделываю, не дорабатываю… Поэтому часто на уроках мы идём с опережением, как говорят педагоги, "ориентируясь на зону ближайшего развития ребёнка". А потом, когда при изучении новой темы выясняется, что это мы уже «проходили», вздыхаю облегченно: успела, уже понимают, осталось только закрепить.
Стремительно летит время… Современному обществу необходимы целеустремленные  личности, которые смогут найти креативный подход к различным жизненным ситуациям. Это и послужило толчком к решительным переменам в образовании. В связи с новым федеральным государственным образовательным стандартом, требованиями профессионального стандарта учитель должен не только научить ребят самостоятельно добывать знания, но и донести до школьников пользу знаний: они нужны и сегодня, но главным образом – это стартовая площадка для их будущего. Учение – труд, подчас тяжёлый, ведь не все дается ребенку легко, и вот тут - то учитель выступает в роли помощника, мудрого наставника. Научить подрастающее поколение планировать свои действия для достижения своей цели, оценивать себя, окружающих, вырабатывать стратегию своего развития и самообразования, показать ученику его рост, достижения, заметить вовремя затруднения и ошибки - это важные задачи работы учителя.
          Все это можно реализовать на современном уроке, на котором не страшно отвечать. Современный урок – это прежде всего проблемный урок. Ученик при разрешении проблемы не утверждает, а только предполагает. Дети высказывают много различных предположений, все их нужно выслушать и принять к сведению. Даже самые робкие и неуверенные в себе ученики не боятся высказываться.  А вот чье предположение верно – это решат сами дети в ходе разрешения проблемной ситуации. «Не ошибается тот, кто ничего не делает!» - часто произносим хором на уроке эту пословицу, которая одних заставляет задуматься, работает ли он на уроке или отсиживается. А другим придает уверенность в том, что  если он и допустил ошибку на уроке, - это не страшно, гораздо страшнее бездействие. Этот незамысловатый прием помогает мне в формировании сознательного отношения детей к учебной деятельности. Это был мой первый шаг к изменению самой себя как учителя.
Каждый  день я учусь специально и учусь «нечаянно»:  жизненные ситуации, книги или путешествия, сама школьная жизнь – все это   даёт   мне возможность   почувствовать, кто я. Учителю важно уметь   учиться в течение всей жизни, важно включить рефлексию в свою профессиональную жизнь, постоянно   отвечать на вопросы: что я  знаю и чего еще не знаю, что умею и что не умею. Только после таких размышлений я понимаю, чему нужно учиться, что узнать, что попробовать. Так же должно быть и у детей. Я учусь. И я учусь учить.  Я каждый день учусь учить ребят умению учиться.
Из года в год появляются новые технологии обучения, меняется педагогическая терминология, и теперь учителя можно представить не только   с мелом у доски, но и   в стороне, в качестве помощника, тьютора, соратника. В течение урока не он главное лицо, его роль может быть и незаметной. Всё это - приемы, методы, средства. Главным остается отношение, преданность своему делу и любовь к детям. Любить своих учеников - это верить в них. Верить в их возможности, способствовать раскрытию этих возможностей, показывать, на что способен каждый из них. Способен  по - своему и в своём! Это трудно. Но если мы сумеем это сделать - это уже немало.
Завтра наступит новый день с вопросом, который задаю себе   каждый день: смогу ли воспитать у своих ребят умение учиться, стремление к познанию, любовь к труду, бережливость, осознание ценности человеческой жизни, смогут ли они стать высоконравственными, творческими и компетентными гражданами страны. Да, наступит завтра, на первый взгляд, обычный день с планами, с проверкой тетрадей и домашней подготовкой к урокам, а на самом деле -  это общение со своими учениками, какие-то открытия, разрешение споров, работа над новым проектом - столько забот, идей.
         Я точно знаю, что выбрала правильный профессиональный   путь. Школа – это мой дом. Ей я отдаю свое время и силы. Жить по-другому уже не умею, хотя и  хочу. А когда не остаётся сил, вспомню горящие глаза своих учеников и с новыми силами начинаю следующий учебный день.

Комментариев нет:

Отправить комментарий