Эссе
«Я - учитель»
учителя начальных классов
Мальцевой
Ольги Витальевны
МНБОУ «Лицей №76»
Твори, дерзай,
не знай покоя, ведь время движется вперед!
Я
– учитель. Вот уже 30
лет. Счастливых, беспокойных, стремительных, наполненных светом любознательных глаз моих учеников,
доверившихся мне, жаждущих открытий
мира познаний, требующих внимания к себе
на каждом уроке, на каждом занятии
внеурочной деятельности, на каждой
перемене. И знаете, я не устаю от этого. Может, это покажется вам странным, но я тоже учусь у своих учеников.
Учусь творить, дерзать, учусь жизнерадостному восприятию жизни. Я ощущаю, что я
и они – одно целое, мы помогаем друг другу зажигать в себе звезды. Именно
благодаря моим ученикам я научилась
принимать изменения, меняться, работать и развиваться в меняющихся условиях.
Моё жизненное кредо – «Твори, дерзай, не знай покоя, ведь время движется
вперёд!» Способность продвигаться в самообразовании, решать творческие
задачи, целеустремленность,
ответственность, честность, любознательность
я стремлюсь развивать в своих учениках.
Думаю, мой
профессиональный выбор не случайно связан с профессией учителя. Хотя в
раннем детстве я мечтала быть
балериной, чуть позже – юристом, а в
выпускном классе захотела стать учителем. Это потому, что я влюбилась. В
одноклассника. Учительница математики «дала» мне его в нагрузку: надо было
помочь ему подготовиться к экзаменам, а то он мог быть не допущенным к
государственной итоговой аттестации по причине неуспеваемости. Потом эта влюблённость прошла, но я
почувствовала радость открытия в себе педагога, когда мой подопечный говорил: «А, теперь понятно». Экзамены он
сдал на «удовлетворительно», но мы с ним оба светились от счастья, ведь оценка
«три» - это не «два», это успешно.
Иногда, а вернее часто, задаю себе вопрос, не ошиблась
ли я в выборе профессии, может, была бы успешнее в другом виде деятельности?
Ведь что такое труд учителя? Это уроки. Бесконечно. С чего начинается мой
школьный день? С уроков. Чем заканчивается он для меня? Уроками. Казалось бы,
замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг. Чем он заполнен? Разными
событиями – приятными и не очень, встречами – интересными и скучными,
замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись),
разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, дежурством, совещаниями,
собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии.
Мне некогда скучать. Иногда кажется, что я чего-то не успеваю, не доделываю, не
дорабатываю… Поэтому часто на уроках мы идём с опережением, как говорят
педагоги, "ориентируясь на зону ближайшего развития ребёнка". А
потом, когда при изучении новой темы выясняется, что это мы уже «проходили»,
вздыхаю облегченно: успела, уже понимают, осталось только закрепить.
Стремительно летит время… Современному
обществу необходимы целеустремленные
личности, которые смогут найти креативный подход к различным жизненным
ситуациям. Это и послужило толчком к решительным переменам в образовании. В
связи с новым федеральным государственным образовательным стандартом,
требованиями профессионального стандарта учитель должен не только научить ребят
самостоятельно добывать знания, но и донести до школьников пользу знаний: они
нужны и сегодня, но главным образом – это стартовая площадка для их будущего.
Учение – труд, подчас тяжёлый, ведь не все дается ребенку легко, и вот тут - то
учитель выступает в роли помощника, мудрого наставника. Научить подрастающее
поколение планировать свои действия для достижения своей цели, оценивать себя,
окружающих, вырабатывать стратегию своего развития и самообразования, показать
ученику его рост, достижения, заметить вовремя затруднения и ошибки - это
важные задачи работы учителя.
Все
это можно реализовать на современном уроке, на котором не страшно отвечать.
Современный урок – это прежде всего проблемный урок. Ученик при разрешении
проблемы не утверждает, а только предполагает. Дети высказывают много различных
предположений, все их нужно выслушать и принять к сведению. Даже самые робкие и
неуверенные в себе ученики не боятся высказываться. А вот чье предположение верно – это решат
сами дети в ходе разрешения проблемной ситуации. «Не ошибается тот, кто ничего
не делает!» - часто произносим хором на уроке эту пословицу, которая одних
заставляет задуматься, работает ли он на уроке или отсиживается. А другим придает
уверенность в том, что если он и
допустил ошибку на уроке, - это не страшно, гораздо страшнее бездействие. Этот
незамысловатый прием помогает мне в формировании сознательного отношения детей
к учебной деятельности. Это был мой первый шаг к изменению самой себя как
учителя.
Каждый день я учусь специально и учусь «нечаянно»: жизненные ситуации, книги или путешествия,
сама школьная жизнь – все это даёт мне возможность почувствовать, кто я. Учителю важно уметь учиться в течение всей жизни, важно включить
рефлексию в свою профессиональную жизнь, постоянно отвечать на вопросы: что я знаю и чего еще не знаю, что умею и что не
умею. Только после таких размышлений я понимаю, чему нужно учиться, что узнать,
что попробовать. Так же должно быть и у детей. Я учусь. И я учусь учить. Я каждый день учусь учить ребят умению
учиться.
Из года в
год появляются новые технологии обучения, меняется педагогическая терминология,
и теперь учителя можно представить не только
с мелом у доски, но и в стороне,
в качестве помощника, тьютора, соратника. В течение урока не он главное лицо,
его роль может быть и незаметной. Всё это - приемы, методы, средства. Главным
остается отношение, преданность своему делу и любовь к детям. Любить своих
учеников - это верить в них. Верить в их возможности, способствовать раскрытию
этих возможностей, показывать, на что способен каждый из них. Способен по - своему и в своём! Это трудно. Но если мы
сумеем это сделать - это уже немало.
Завтра
наступит новый день с вопросом, который задаю себе каждый день: смогу ли воспитать у своих ребят
умение учиться, стремление к познанию, любовь к труду, бережливость, осознание
ценности человеческой жизни, смогут ли они стать высоконравственными,
творческими и компетентными гражданами страны. Да, наступит завтра, на первый
взгляд, обычный день с планами, с проверкой тетрадей и домашней подготовкой к
урокам, а на самом деле - это общение со
своими учениками, какие-то открытия, разрешение споров, работа над новым проектом
- столько забот, идей.
Я
точно знаю, что выбрала правильный профессиональный путь.
Школа – это мой дом. Ей я отдаю свое время и силы. Жить по-другому уже не умею,
хотя и хочу. А когда не остаётся сил,
вспомню горящие глаза своих учеников и с новыми силами начинаю следующий
учебный день.
Комментариев нет:
Отправить комментарий